Как меняется поведение покупателей в распродажу "черную пятницу"

Как меняется поведение покупателей в распродажу "черную пятницу"

RSS
28 ноября 2019
Черная пятница

В России стартует «черная пятница». В ней примут участие практически все сетевые ретейлеры, некоторые запустили акцию еще раньше. Ретейлеры иронизируют по поводу распродаж и говорят, что в стране не «черная пятница», а сплошной «черный ноябрь». Мало того что распродажи идут в течение года, так еще и 11 ноября ретейлеры устроили «Всемирный день шопинга» (аналог китайского праздника «День холостяков»), и вот —«черная пятница» (BlackFriday).


«Еще 6-7 лет назад о термине «черная пятница» в России знали только гики и постоянные покупатели зарубежных онлайн-магазинов, совершавшие в дни рождественских распродаж покупки, как правило, техники и одежды. Сегодня благодаря активному маркетинговому продвижению и разъяснительной работе термин BlackFriday, или «черная пятница», и период этой распродажи известны жителям не только городов-мегаполисов, но и отдаленных регионов России».

ООО «БлэкФрайдэй» в 2015 году зарегистрировало товарный знак BlackFriday, под охраной был и перевод «черная пятница». Владелец товарного знака направлял иски в суд о запрете использовать спорное обозначение и выплатах денежной компенсации в свою пользу. АКИТ и представители крупных торговых сетей несколько лет добивались через суд отмены права на регистрацию товарного знака. В итоге в 2017 году ФАС установила, что ООО «БлэкФрайдэй» незаконно присвоило исключительные права на торговый знак BlackFriday. А в феврале 2018 года Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию ФАС о недопустимости регистрации товарного знака BlackFriday.

В этом году, согласно опросу Райффайзенбанка, распродажами в «черную пятницу» воспользуется 63% россиян (опрошено более 2 тыс. человек). Заранее к акциям почти никто не готовится, хотя 60% респондентов все же просматривают выгодные предложения онлайн. Более 40% респондентов готовы потратить более 10 тыс. рублей на распродажах. Женщины в среднем активнее как покупатели, чем мужчины.

В список необдуманных покупок попали арбалет, гамак, рога Малефисенты, чеснокодавилка, ласты, самовар, пижама для кота и массажер для пяток.

По данным компании «Битрикс 24», 57% россиян (опрошены 1 тыс. россиян) не верят в скидки на товары во время «черной пятницы». Вместе с тем 70% жителей страны все равно планируют совершать покупки в период предстоящей акции. 38% опрошенных заявили, что планируют потратить до 5 тыс. рублей в эти дни, 27% готовы потратить 10 тыс. рублей и только 5% готовы к расходам до 100 тыс. рублей. Почти 61% опрошенных Райффайзенбанком уверены в необходимости всех вещей, купленных в «черную пятницу». Жалеют же обычно больше всего о «повторной» технике, то есть втором пылесосе/холодильнике/мультиварке, одежде меньшего размера, карнавальных костюмах и секс-игрушках. В список необдуманных покупок попали арбалет, гамак, рога Малефисенты, чеснокодавилка, ласты, самовар, пижама для кота и массажер для пяток.

В России в период «черной пятницы» продажи отдельных категорий товаров у онлайн-ретейлеров вырастают в разы.

Павел Кобелев, руководитель направления промо в Ozon, говорит, что в прошлом году в «черную пятницу» на сайте среднее число заказов в день было в 2,1 раза выше «обычного» дневного показателя. В середине ноября компания доставляла свыше 65 тыс. заказов в сутки, а на второй день «черной пятницы» этот показатель превысил отметку 100 тыс., а в категории «Одежда» был абсолютный рекорд дневной выручки — продажи выросли на 400% относительно среднего дневного показателя. А что касается максимального чека в прошлогодней распродаже, то он составил 279 889 рублей и был сделан в Московской области.

Общая продолжительность разговоров call-центров Lamoda только за один день «черной пятницы» в прошлом году составила 2808 часов, это примерно 117 дней.

Пол Роговски, управляющий директор по операциям Lamoda Group, отмечает, что «черная пятница» — одно из главных событий года для компании и продажи в этот период бьют рекорды. «За 6 лет, в течение которых проводятся «черные пятницы» на Lamoda, мы наблюдаем огромный рост популярности акции. С 2013 года нагрузка на собственную логистику в этот период выросла почти в 80 раз. Если в 2013 году «черная пятница» длилась всего день, то сегодня инфраструктура подвержена пиковым нагрузкам в течение 4-5 дней», — отмечает топ-менеджер.

Из наиболее запоминающихся фактов за последние 2 года в LamodaGroup выделяют максимальную скидку в заказе 2017 годав размере 91%, а в 2018 году за период «черной пятницы» общий вес доставленных заказов превысил 700 тонн. Общая продолжительность разговоров call-центров Lamoda только за один день «черной пятницы» в прошлом году составила 2808 часов, это примерно 117 дней.

В пресс-службе Wildberries сообщили, что традиционно пользоваться наибольшим спросом, как и в прошлом году, будут одежда, обувь, электроника, а также бьюти-товары. Интернет-магазин обещает, что скидки будут достигать 95% на все категории товаров без исключений.

Совладелец сети гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич рассказала, что компания впервые провела «черную пятницу» в 2017 году и только для интернет-магазина. Скидка была 10% на весь ассортимент. И за тот период выручка онлайн-платформы «Максидома» увеличилась в 10 раз по отношению к безакционному прогнозу. В 2018 году компания подключила офлайновые магазины.

Горячая пора и у курьерских служб, доставляющих онлайн-заказы. Максим Толстобров, коммерческий директор СДЭК, говорит, что в день начала распродажи количество заказов в компании увеличивается на 70% от стандартного объема. В последующие дни «черной пятницы» прирост держится на отметке 40-50%.

Число возвратов в период «черной пятницы» увеличивается. Это обратная сторона эмоциональных покупок, когда клиенты видят большую скидку и берут вещь, которую изначально не планировали покупать.

В целом эксперты отмечают, что россияне стали гораздо опытнее в вопросе оценки акционных предложений, многие заранее планируют свои покупки в «черную пятницу» и мониторят цены на интересующие их товары.